Сложный для восприятия график от Минэнерго США, но прекрасно отражающий внутреннюю экономику электроэнергетики Штатов и межвидовую борьбу.
Синяя линия показывает операционную рентабельность газовой генерации: сколько зарабатывает газовая ТЭС, производя 1 МВт·час электроэнергии.
Коричневая линия отражает операционную рентабельность угольной ТЭС, стоящей по соседству.
Зелёная демонстрирует, где выгоднее в моменте производить электроэнергию: если она выше нуля, то выгоднее сжигать природный газ, если ниже — уголь.
Итак, много-много лет сжигать дармовой газ в США было намного выгоднее, чем уголь. С природным газом в Штатах не мог соревноваться ни один другой источник — ни уголь, ни ВИЭ (кроме ГЭС), ни АЭС. Лишь периодические всплески цен на Henry Hub нарушали энергетическую идиллию.
При этом спрос на электроэнергию не рос два десятилетия. Как результат — огромная программа замещения угольной генерации новенькими газовыми турбинами. С начала сланцевой революции произошло замещение нескольких сотен ГВт угольных генерирующих мощностей газовыми.
Но наступил 2025 год и эпоха ЦОДов. Вдруг оказалось, что спрос на электроэнергию резко попёр вверх. В стране есть много незадействованной генерации, и её начали загружать. Однако газа стало не хватать. И вдруг оказалось, что угольные динозавры вполне могут конкурировать с ПГУ.
Нужно отметить, что никто не повёл глазом на то, что в Штатах вдруг начался резкий рост угольной генерации в последние недели: а ведь ещё пару лет назад стоял бы гам об энергопереходе, климате, «зелёной» повестке...
Текущий ценовой кризис в США в том числе поможет решить и угольная генерация. Однако она закроет локальный вопрос перезимовки. А вот как воспримет угледобыча окончание сланцевой революции — вопрос интересный. И вполне возможно, что в ближайшие годы мы увидим не менее масштабную программу строительства новых угольных котлов в США. Вот в Европе удивятся...




































