Белое солнце пустыни: тайны создания культового фильма
В 1968 году на Мосфильме планировали выпустить сразу две приключенческие картины, но подходящего сценария не было. Тогда драматург Валентин Ежов обратился к ветеранам, которые участвовали в военных действиях в Средней Азии. В результате общения с ними он написал сценарий, основанный на противостоянии красноармейцев и басмачей. В процессе работы над сюжетом возникла идея добавить в фильм женскую линию. Вдохновение черпали из рассказов консультантов о том, как восточные бандиты часто оставляли свои гаремы, когда убегали, и красноармейцам приходилось сопровождать растерянных женщин к ближайшим кишлакам. Для съёмок фильма подбирали актёров с учётом их опыта и харизмы. На роль красноармейца Сухова пробовались Георгий Юматов и Анатолий Кузнецов. В итоге режиссёр Владимир Мотыль выбрал Юматова, который уже успел зарекомендовать себя как популярный актёр в военных и приключенческих фильмах 5060-х годов. Однако из-за инцидента Юматов не смог продолжить съёмки, и Мотыль вызвал Кузнецова на замену. На роль Верещагина претендовал Ефим Копелян, но в итоге выбор пал на Павла Луспекаева из Ленинградского БДТ. На тот момент актёр испытывал серьёзные проблемы со здоровьем и передвигался лишь с помощью трости. Режиссёр предложил изменить персонажа, чтобы Луспекаев мог появляться на экране с костылями, но тот решительно отказался, заявив, что будет сниматься без дублёров. Поразившись инициативе и таланту актёра, Мотыль расширил роль Верещагина и даже изменил имя его персонажа с Александра на Павла в честь Луспекаева. На роль Петрухи, молодого красноармейца, пробовались Савелий Крамаров и Юрий Чернов, но в итоге роль досталась Николаю Годовикову, который не имел актёрского образования и на момент съёмок работал слесарем. Из девяти жён Абдуллы лишь три были профессиональными актрисами, остальные роли исполнили девушки из различных профессий. Самой известной женой стала Татьяна Ткач, сыгравшая Зухру. Изначально фильм имел более драматичный характер, однако во время монтажа многие сцены были вырезаны. Сильно уменьшили роль жены Верещагина, которая в первоначальной версии сошла с ума. Также не вошли в фильм сцены оплакивания смерти Абдуллы и эротическая сцена с его участием. После просмотра готового материала руководство Мосфильма не одобрило картину, и она могла бы надолго остаться на полке, если бы Леонид Брежнев, любивший вестерны, не распорядился о её выпуске. С тех пор Белое солнце пустыни стало талисманом для космонавтов, а работники таможенной службы считают Павла Верещагина своим героем.