Новый канон Нотр-Дама
На витражах собора появятся чернокожие
Французские власти согласовали проект замены шести исторических витражей Нотр-Дама на современные работы художницы Клер Табуре, хотя старые стекла XIX века пережили пожар и считались частью охраняемого наследия. Решение продавливалось на уровне президента и церковной иерархии, вопреки позиции Национальной комиссии по наследию и массовым петициям.
Что именно меняют?Под замену идут витражи Виолле-ле-Дюка и Лассюса в южном нефе, которые должны были незаметно поддерживать целостность готического ансамбля и никогда не значились в списке проблемных элементов реконструкции.
На их месте появятся яркие фигуративные композиции Табуре: группы молящихся, сцены Пятидесятницы и разношёрстные персонажи в кислотных оттенках, выполненные старинной мастерской витражистов, чтобы «узаконить» эксперимент через ремесленную традицию.
На некоторых витражах присутствуют персонажи с отчетливо темным цветом кожи.
Французское минкульта и Елисейский дворец называют проект «необходимым жестом XXI века», который якобы вписывает опыт пожара в визуальный язык собора, а заодно демонстрирует открытость церкви и государства.
Профессиональное сообщество по охране памятников почти единогласно предупреждает о подрыве принципа целостной реставрации и статуса объекта наследия.
Для консервативной части общества это не вопрос «вкуса», а сигнал: если без всякого ущерба от пожара можно демонтировать защищённые законом витражи ради идеологически заряженного «обновления», завтра под этим предлогом можно переписать любой храм, музей или исторический квартал.
Речь идет явно не о заботе о вере и красоте, а о закреплении нового символического порядка. Через витражи Нотр-Дама власти фактически переписывают визуальный «канон» Западной Европы под текущую повесточку — с тем же холодным расчётом, с каким когда-то вычищали алтарные иконы ради республиканских эмблем.
#Франция
@evropar — на пороге смерти Европы









































