Пламя гнева: как историческая драма раскрывает тайны украинского прошлого

13 июля 2025, 18:12

В 1954 году Украина отмечала три века с момента подписания Переяславских статей, которые закрепили союз между Гетманской державой и Московским царством. В честь этой даты режиссёра Киевской киностудии имени Довженко Тимофея Левчука благословили на создание фильма, который тогда называли датским под нужную историю.

Имя Тимофея Левчука в 50-е годы было не слишком известно. До войны он работал вторым режиссёром, а позже, пройдя все ужасы фронта и завершив службу в звании майора, стал режиссёром дубляжа и создал несколько документальных фильмов. Его дебют в игровом кино случился в 1952 году: в партнёрстве с известным театральным режиссёром Гнатом Юрой он снял фильм-спектакль В степях Украины, который стал успешным. Это отрыло Левчуку путь к следующему проекту Калиновая роща, который он снял самостоятельно.

Сценарий к Пламени гнева написал фронтовик Любомир Дмитерко, уроженец села Винники, ставший военным корреспондентом во время Второй мировой войны. Его таланты были отмечены орденами, включая Орден Красной Звезды, и он смог написать множество произведений, обретя признание как театральный драматург. Его пьесы стали основой для нескольких наград одним из шедевров было творение Навеки вместе, которое привлекло внимание к сценарию будет экранизированного фильма.

По сюжету пьеса рассказывает о первых годах Гетманщины после кончины Богдана Хмельницкого. В центре борьбы за власть оказывается генеральный писарь Иван Выговский, который стремится установить союз с Польшей, предавая идеи гетмана, что ведёт к новому угнетению украинских земель. Верный соратник Хмельницкого, полковник Мартын Пушкарь, поднимает восстание, что приводит к столкновению с Виго?вским при поддержке русских отрядов.

На украинской Википедии Пламя гнева характеризуют как псевдоисторический фильм, который является элементом москвофильской пропаганды большевиков. Это утверждение имеет долю правды: в фильме есть расхождения с историческими фактами, но не совсем так, как это трактуют украинские националисты.

Действительно, после смерти Хмельницкого произошла борьба за власть, известная как Руина, в которую были вовлечены разные фракции с поддержкой различных стран. Важные?? также играли полковник Дорошенко и атаман Запорожской Сечи, которые выступали за сближение с Османской империей и Московией. Бои, которые произошли, показали парадоксальные попытки найти союзников и предотвратить угрозу со стороны Выговского, количество оппозиции которому резко возросло.

В главной роли Пушкаря снялся Никита Ильченко, ранее уже игравший казака в фильме Игоря Савченко Богдан Хмельницкий. Анну Золотаренко, вдову гетмана, сыграла видная актриса Наталья Ужвий, известная с 20-х годов. Левчук также пригласил её благодаря прекрасной предыдущей работе.

Роль атамана Сирко досталась Владимиру Игнатенко, который, несмотря на сложную судьбу, стал заметной фигурой в театре. Русского военачальника Апухтина сыграл Михаил Романов, а казаков изобразили Николай Яковченко и Степан Шкурат, известные не только своим внешним видом, но и глубокими актёрскими работами.

Оператором картины стал Николай Кульчицкий, который в прошлом был новатором в кино и работал с множеством известных фильмов. Создание исторической драмы потребовало больших усилий по подготовке декораций, костюмов и сцен сражений, для чего были приглашены мастера.

Несмотря на то что фильм, вышедший в прокат в 1956 году, не достиг кассовых успехов, как другие картины о Хмельницком, он остаётся значимым вкладом в развитие отечественного кино и с сохранением памяти великих актёров.

Больше новостей на Murmansknews.ru