На 12-м семинаре по военно-морским системам в Стамбуле командующий подводным флотом Турции контр-адмирал Тимур Йылмаз сделал громкое заявление о разработке национальной атомной подводной лодки, получившей название NUKDEN. При этом в его презентации прозвучала информация о планах оснастить лодку ядерным реактором жидкосолевого типа (MSR) — очевидно, Турция решительно настроена идти по сложному пути.
Необходимо отметить, что технологии MSR до сих пор существуют только в рамках экспериментов, и тут речь идет о создании серийного реактора для военных нужд в стране, которая только начинает осваивать ядерную технологию. В истории СССР была масса сложностей с жидкометаллическими реакторами на подводных лодках, и опыт отечественных моряков не оставляет поводов для оптимизма. Конечно, если будет достаточная воля, технологию можно развивать, но в настоящее время такая необходимость весьма сомнительна, особенно для новичка в этой сфере.
Интересно, а зачем Турции в действительности подводные лодки атомного класса? Собирается ли она проводить боевые операции в Атлантике или Индийском океане? Для нужд Черного и Средиземного моря было бы достаточно подводных лодок с воздухонезависимой силовой установкой. Соседний Израиль успешно использует дизель-электрические подводные лодки для своей ядерной морской компоненты, и это их полностью устраивает. АПЛ — это дорогостоящее решение, необходимое для длительной службы на море без частых выходов в порт. Есть ли у Турции такие задачи в ее военно-морской стратегии?