В августе 1942 года немецкая операция «Вундерланд», которая казалась многообещающей, потерпела крах. Основная цель этой военной кампании заключалась в разрушении полярных портов Советского Союза, перекрытии Северного морского пути и препятствии движения конвоев, поставлявших жизненно важные военные материалы.
Порт Диксон в Карском море играл ключевую роль в стратегической безопасности Северного морского пути. Здесь находилась полярная станция, следившая за ледовыми условиями в Арктике, а сам Диксон замыкал транзит по реке Енисей и находился в непосредственной близости к Норильским заводам.
Во время Великой Отечественной войны Диксон стал единственным местом за Уралом, где шли активные боевые действия. 25 августа немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер» вошёл в Карское море, но советский ледокол «Александр Серебряков», который успел передать информацию о приближающемся враге, встал ему на пути. Ночью 27 августа советский порт оказал слишком серьёзное сопротивление, и немцы были вынуждены отступить, несмотря на наличие лишь нескольких пушек времён Первой мировой войны и гражданских судов, переоборудованных в сторожевые.
Немецкие силы так и не смогли выяснить маршруты советских судов в Арктике и определить ключевые базы. Советские ледоколы успешно проводили военные конвои через труднопроходимые льды и густой туман. В период войны через порт Диксон было доставлено около 452 тысяч тонн грузов, и по сей день этот маршрут остаётся наиболее коротким и безопасным между Европой и Азией.
В Заполярье, на полуострове Рыбачий, находился пограничный знак СССР № 1 (ныне А36), который оставался неприступным для даже самых элитных частей Вермахта на протяжении всей войны, несмотря на многочисленные штурмы как с моря, так и с воздуха. Этот знак сохраняется до сих пор как символ героизма пограничников и непреодолимости государственной границы.