Недавний фестиваль научно-технического творчества под названием «Юные инженеры Арктики» собрал вместе талантливых биологов, программистов и дизайнеров, став настоящим праздником идей и инноваций. События этого масштабного проекта проходят с октября по май, вдохновляя молодое поколение на путь инженерии и научных изысканий.
Без проигравших
В этом году фестиваль объединил детей от 5 до 18 лет не только из Мурманской области, но и из семи других регионов страны, которые принимали участие заочно. Конкурсы проходили в уникальных лабораториях детского технопарка «Кванториум-51» и в 10 мини-технопарках «Квантолаб». В последние дни соревнований в «Лапландию» съехались 112 школьников из восьми муниципалитетов Кольского Заполярья.
«Каждый год привлекаем все больше юных инженеров, что очень радует», — делится директор Центра образования «Лапландия» Сергей Кулаков. «Дети с восторгом участвуют в конкурсах, получая задания от специалистов крупных компаний, а не от учителей. В этом учебном году более 3000 участников приняли участие в весомом количестве мероприятий, и каждый из них добился чего-то своего. Для одних это была победа и представление региона на всероссийском уровне, для других — создание и успешная защита первого проекта.»
Задания в фестивале напоминали олимпийские, а не школьные. Например, участники «Биокванта» на протяжении трёх дней изучали воздух «Лапландии», намереваясь выявить генно-модифицированные бактерии и предотвратить их распространение. Жюри оценивало не только сам процесс исследования, но и теоретическую подготовленность участников.
«В нашей лаборатории участники проанализировали бактерии из воздух, чтобы выяснить, есть ли среди них неизвестные науке», — поясняет заведующая биологическим сектором Наталья Икко. «В школах нет такого оборудования, как у нас, но навыки и знания, полученные здесь, пригодятся им в будущем на уроках химии и биологии.»
Создавать, а не просто играть
В рамках «IT-квантум» проходил конкурс для разработчиков игр в возрасте от 10 до 17 лет. В течение четырёх дней, что эквивалентно примерно 24 часам, каждая команда должна была создать мини-игру на тему информационной безопасности. Жюри оценивало, насколько проект соответствует техническому заданию, оригинальность сценария, работоспособность программы и качество анимации.
«В нашей игре главный герой работает в компании провайдера и сталкивается с вирусами, которые захватывают его компьютер», — делится своим проектом участник Михаил Хныкин из Ревды. «Кот Пиксель пытается справиться с этой проблемой, и ему нужна помощь своего хозяина. Я придумал сюжет и большую часть кода, а мой напарник отвечает за визуализацию.»
Участники конкурса по промышленному дизайну также работали парами, создавая в программах трёхмерные модели арт-объектов, которые могли бы украсить городские улицы. Среди множества работ выделялась одна, изображающая памятник первому капитану ледокола «Ленин».
«Наш проект включает памятник Соколову, и фотозону в виде носа ледокола», — рассказывают авторы арт-объекта Иван Хлабыстин и Ирина Попова. «Это будет располагаться около морвокзала, напротив самого ледокола, с указанием годов его службы. Капитан будет держать в руках карту первого плавания. Мы старались достичь портретного сходства, опираясь на старые фотографии.»
Все победители и призёры фестиваля «Юные инженеры Арктики» были награждены дипломами от министерства образования и науки Мурманской области.