Подводный подвиг в условиях холода: как «Щука» Зайдулина покорила Северный морской путь

Подводный подвиг в условиях холода: как «Щука» Зайдулина покорила Северный морской путь
Фото: Телеканал «Арктик-ТВ»

На горизонте документального кино начинает сверкать удивительная история, рассказанная командой Музея истории подводных сил имени Маринеско из Санкт-Петербурга. В Полярном побывала продюсер и режиссёр Анна Федорова, чтобы посмотреть, откуда начиналась беспримерная экспедиция подводной лодки Щ-423.

Изучение кратчайшего морского пути между Европой и Дальним Востоком России заняло почти четыре века. Активные морские маршруты начали развиваться только с 1877 года, но переход по нему нередко мог длиться несколько лет. Первый успешный проход Северного морского пути за один навигационный год состоялся в 1932 году. Моряки рассматривали этот маршрут не только как способ доставки грузов, но и как стратегическую возможность для переброски военных сил с Баренцева моря на Тихий океан и наоборот.

Олег Вербин, главный хранитель Городского историко-краеведческого музея в Полярном, отметил: «Преодолев Беломорско-Балтийский канал на Север, корабли получают возможность отдохнуть, провести ремонт и продолжать путь на Дальний Восток через Северный морской путь. Его достоинство в том, что он является нашим уникальным достоянием, защищённым от вражеских атак. Хотя маршрут географически сложен, его можно решать комплексно».

В августе 1940 года советская подводная лодка Щ-423 под командованием Измаила Зайдулина отправилась в уникальное плавание из Полярного во Владивосток.

- Мы стоим у чаши Екатерининской гавани. Здесь тот самый выход, который планировали сделать основным, но его не удалось углубить, поэтому главный маршрут проходит вдоль Екатерининского острова и ведёт в Северный Ледовитый океан. Мы находимся прямо у устья, совсем неподалёку от выхода в открытое море.

Чтобы осуществить переход по Северному морскому пути, лодку нужно было основательно подготовить: её корпус выполнен из тонкой стали и не предназначен для плавания во льдах. В итоге пришлось обшить субмарину двухслойной деревянной оболочкой толщиной 15-20 см и покрыть её метом — так «Щука» обретает свою защитную шубу, сохраняя способность погружаться и вести торпедную стрельбу.

Владимир Белоусов, председатель совета Союза ветеранов 4-й эскадры Северного флота: «Этот переход был уникальным: лодка достигла Дальнего Востока без каких-либо инцидентов, была переименована и не участвовала в боевых действиях, однако выполняла важные задачи по охране нашего государства».

Интересный факт: ни один из членов экипажа Щ-423 не получил наград за этот необычный поход. Исследователи выдвигают разные теории: некоторые считают, что переход прошёл не так, как ожидали командиры Военно-морского флота, другие утверждают, что по приказу Сталина в рамках операции моряки провели на восток немецкий вспомогательный крейсер, в результате чего экспедиция стала сверхсекретной. Так или иначе, прошло 85 лет, как «Щука» Зайдулина стала первой подводной лодкой, прошедшей за одну навигацию Северный морской путь.

К этой знаменательной дате сотрудники музея готовят документальный фильм, основанный на личных материалах.

Анна Федорова: «Экспедиция особого назначения до сих пор остаётся в тени секретности, но мы активно работаем с архивами и семейными документами. Елена Гавриленкова, внучка Измаила Зайдулина, занимается сохранением исторической и семейной памяти».

За 74 дня подводная лодка Щ-423 преодолела в надводном положении 7227 миль, в том числе почти 700 миль во льдах. В документальном фильме музея Санкт-Петербурга появятся и кадры тех берегов, откуда отправилась «Щука» под шубой.

Топ

Лента новостей