30 июня в Кольском заливе пристановилась уникальная для региона бразильская парусная яхта «Fraternidade», ставшая частью российско-бразильской экспедиции, стартовавшей 12 апреля из Салвадора. Этот исторический момент произошел после открытия первого за пределами России экспедиционно-туристического центра Российского географического общества в живописном особняке капитана «Братства», Алейшо Белова.
Праздничное плавание
Это удивительное морское путешествие объединяет бразильских и российских моряков и приурочено к нескольким значимым юбилеям — 180-летию Русского географического общества, 200-летию дипломатических отношений между Россией и Бразилией, а также 80-летнему юбилею Победы. В Салвадоре на борт «Братства» поднялись шесть бразильцев и два россиянина, среди которых Сергей Щербаков, президент федерации парусного спорта Омской области и заместитель председателя местного отделения РГО. Ранее он уже проходил по Севморпути на яхте «Сибирь» благодаря поддержке Белова и теперь собирается помочь своему бразильскому другу справиться с арктическими льдами. В Мурманске к команде присоединятся омичи Николай Терлеев и Ольга Величко, а в порту Диксон экипаж пополнится еще одним российским моряком.
По пути от Бразилии до Мурманска экипаж сделал лишь одну остановку на Азорских островах для оформления документов, чтобы успеть до вступления в силу новых правил. За три с половиной месяца путешествия участники столкнулись с множеством трудностей, включая необходимость ручного управления яхтой из-за поломки навигационного оборудования и шторм с трехметровыми волнами, который повредил один из парусов. Прибыв в Мурманск, бразильцы в первую очередь отдали свою электронику и такелаж в ремонт, а только затем начали общаться с журналистами и местными жителями.
Путешествующий инженер и писатель
82-летний Алейшо Белов, яркий пример истинного авантюриста, не только проводит время на борту своей яхты, но и с радостью делится своими знаниями с новыми знакомыми. Когда он сошел на берег в Мурманске, чтобы дать интервью, затем вернулся на «Братство», которое он сам спроектировал и построил с помощью своих коллег. Белов — автор тринадцати книг о своих путешествиях и говорит по-русски достаточно хорошо, так как сохранил родной язык, несмотря на недостаток практики. Жизнь его началась в СССР, но вскоре он переехал в Бразилию, где стал известным инженером, построившим много морских объектов.
За последние 45 лет он совершил пять кругосветных плаваний, два из которых — в одиночку на маленькой лодке, а три — на «Братстве» с командой единомышленников, включая круизы по арктическим водам Канады и Гренландии, а также к берегам Антарктиды. В этом плавании он выбрал Северный морской путь. Он замечает, что в Бразилии никто не знает, где находится Сибирь, называет так прибрежные зоны России от Мурманска до Чукотки.
— Это может быть моя последняя длительная поездка, — говорит Белов. — Я поставил себе титановый протез колена ради этого путешествия. Я все делаю для молодежи и пишу книги, чтобы их учить. На моей лодке 60 человек научились плавать под парусами, а в этом плавании есть моя ученица.
Эта девушка, 22-летняя Жуана Питомбу, сразу привлекла внимание публики. Несмотря на трудности общения на русском языке, она уверенно справляется с обязанностями на борту, с готовностью участвуя в жизни команды.
Подготовка к кругосветному плаванию
Яхта «Fraternidade» весит 80 тонн и имеет 12 спальных мест. Для работы на ней в спокойную погоду достаточно двух опытных моряков, но во время длительных переходов требуется команда из восьми человек. В Мурманске к команде присоединился Сергей Щербаков, который рассчитывает, что его опыт поможет при прохождении сложных участков Северного морского пути.
— Я познакомился с Алексеем, когда он проезжал через Омск на Трансибе, — рассказывает Щербаков. — В 2019 году мы становились командой на «Сибири», и он очень помог подготовиться к той экспедиции. Мы решили перенести плавание по Севморпути на этот год, что совпадает с несколькими важными датами.
По мнению капитана «Сибири», самой сложной задачей станет обогнуть мыс Челюскин и остров Врангеля, так как лучшие условия для прохождения ожидаются с середины августа до середины сентября. «Братство» планирует выйти из Мурманска 15 июля, чтобы положить начало своему погружению в ледяные воды. За две недели стоянки команда подготовит все оборудование, получит отремонтированные паруса и навигационные системы, а также запасы провизии и воды.
После успешного перехода через Северный морской путь яхта частично сменит команду и продолжит свой путь через Индонезию и Африку к мысу Горн, возвращаясь в Салвадор к февралю 2026 года.