
В мае 2025 года в Госдуме разразилась жаркая дискуссия о законопроекте, направленном на регулирование числа платных мест в российских вузах.
Среди самых щепетильных замечаний был комментарий Сергея Миронова, главы фракции «Справедливая Россия - За правду», который выразил мнение, что стране не нужны юристы и экономисты. По его словам, важнее подготовка настоящих специалистов: врачей, учителей и IT-специалистов.
Что сказал Миронов?
В эфире «Дума ТВ» Миронов не скупился на критику современного высшего образования, особенно говоря о платных курсах на факультетах экономики и юриспруденции. По его утверждению, множество выпускников этих специальностей оказываются без работы и идут на низкоквалифицированные должности, работая курьерами или таксистами. Он охарактеризовал такое образование как «бесполезное» и «неактуальное» на рынке труда.
«Вот прямо, безработные ребята, говорю вам, будете безработными, вас ждёт переобучение, придётся зарабатывать на жизнь в такси или курьером. Никому не нужно ваше это образование! Нам нужны врачи, инженеры и айтишники. Вот эти профессии на вес золота, а ваши специальности никому не нужны», - подчеркнул он.
Миронов также поддержал идею о том, что госструктуры должны управлять числом платных мест в вузах, чтобы избежать ситуации, когда на студентов «зарабатывают», а безработица среди выпускников идёт в гору. Он считает, что такие меры помогут упорядочить систему образования.
Реакция соратников и экспертов
Не все единодушны в таком резком суждении. Например, председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас в своём Telegram с иронией заметил: «По моим наблюдениям, геологов среди таксистов всё же больше, чем юристов. Пусть Миронов расскажет об этом доктору юридических наук Володину».
Тем временем Министерство образования и науки предоставляет статистику, подтверждающую слова Миронова: свыше миллиона студентов на платной основе обучаются по специальностям экономики и юриспруденции, и 42,5% из них обучаются именно на этих направлениях. Несмотря на избыток таких специалистов, значительная часть льготных кредитов предоставляется именно им.
Суть законопроекта
14 мая 2025 года в Госдуме был презентован законопроект, который предлагает правительству устанавливать лимиты на количество платных мест в вузах, учитывая нужды экономики в кадрах. Этот законопроект стремится уменьшить разрыв между востребованными специальностями (врачи, инженеры, специалисты в ИТ) и избытком выпускников в юриспруденции и экономике.
По плану, новые ограничения должны начать действовать с 1 сентября 2026 года, однако спикер Госдумы Вячеслав Володин инициировал переходный период уже с сентября 2025 года. Правительство намерено ежегодно корректировать количество платных мест согласно прогнозам Минтруда о запросах на рынке труда.
Почему это имеет значение?
На текущий момент около 56% студентов в российских вузах обучается платно, и почти половина из них занимается экономическими или юридическими направлениями. Это приводит к тому, что многие выпускники не могут реализовать свои навыки и оказываются вынужденными менять профессию или искать работу, не соответствующую их квалификации. Ограничения по набору студентов на непопулярные специальности должны помочь уравновесить рынок труда и повысить качество образования.
Мнение экспертов
Глава Комитета по науке и высшему образованию Госдумы Сергей Кабышев отметил, что «образование — это не просто получение диплома, а ценность знаний», добавив, что вузы не должны превращаться в места, где продают дипломы. Сенатор Лилия Гумерова подчеркнула, что новый закон позволит снизить напряжение на рынке труда и повысить качество специалистов.
Итоги
Идеи Сергея Миронова и поддержанный Госдумой законопроект направлены на реформирование системы платного образования в России. Их цель — сделать высшее образование более адаптированным к реальным потребностям экономики, сократить избыток специалистов с низким спросом и повысить качество подготовки кадров в приоритетных отраслях.
Тем не менее, дискуссия по этой теме только начинается. Важно найти оптимальный баланс между правом выбора абитуриентов и обязанностями государства в обеспечении устойчивого развития экономики и общества.